В России представлена серия национальных стандартов в области умного производства

Проект: Технический комитет 194 «Кибер-физические системы» (ТК 194)
Технический комитет «Кибер-физические системы» на базе РВК совместно со Всероссийским институтом сертификации при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ выносит на публичное обсуждение десять предварительных национальных стандартов (ПНСТ) в области умного производства.

Разработка документов инициирована для формирования полноценной экосистемы нормативно-технического регулирования цифровой промышленности. Предлагаемые стандарты окажут существенное влияние на ускоренную цифровизацию промышленного сектора, а также развитие рынка Технет Национальной технологической инициативы.

Денис Мантуров, Министр промышленности и торговли Российской Федерации
Проекты стандартов направлены на эффективное внедрение цифровых технологий в российскую промышленность, развитие качественных и независимых решений, а также на обеспечение их совместимости между собой. В частности, в рамках данной серии впервые разработаны проекты регулирующих документов в сфере цифровых двойников. Развитие современной промышленности опирается на стандартизацию, которая, по результатам исследований, способна приносить в ВВП до 1% в год и порядка 3% в развитие экспорта. Успех цифровой трансформации напрямую зависит от полноты нормативно-технического поля, а его качество — от степени вовлеченности в разработку стандартов всех участников рынка.
Публичное обсуждение проектов стандартов продлится до 31 марта 2020 года. После этого они будут проходить согласование в ТК «Кибер-физические системы», а затем внесены на утверждение в Росстандарт.

Алексей Абрамов, Руководитель Росстандарта
В Росстандарт, как национальный орган по стандартизации, стандарт передается на утверждение только после достижения консенсуса всеми участниками его разработки в рамках технического комитета. И даже после утверждения документа мы смотрим на реакцию профессионального сообщества на этот стандарт. Отрадно, что документы по стандартизации вызывают все более широкий отклик от представителей власти, бизнеса, науки, общественных организаций.
Среди представленных на публичное обсуждение проектов предварительных национальных стандартов:

ПНСТ «Умное производство. Цифровые двойники. Часть 1. Общие положения». Определяет общие требования к цифровым двойникам, а также руководящие указания по созданию цифровых двойников.

ПНСТ «Умное производство. Цифровые двойники. Часть 2. Типовая архитектура». Определяет типовую архитектуру цифровых двойников.

ПНСТ «Умное производство. Цифровые двойники. Часть 3. Цифровое представление физических элементов». Определяет производственные элементы структуры цифровых двойников производства, которые должны быть представлены в цифровых моделях.

ПНСТ «Умное производство. Цифровые двойники. Часть 4. Обмен информацией». Определяет требования для синхронизации данных и обмена данными в рамках структуры цифровых двойников. Вопросы, связанные с реализацией и протоколов, а также защитой информации выходят за рамки области применения настоящего стандарта.

ПНСТ «Умное производство. Цифровые двойники. Элементы визуализации». Определяет элементы визуализации, которые используются в цифровом двойнике физического объекта.

ПНСТ «Умное производство. Унифицированная архитектура OPC. Часть 1. Общие положения». Определяет общие требования к спецификации семейства программных технологий — открытых коммуникационных платформ, предоставляющих единый интерфейс для управления процессами автоматизации и технологическими процессами.

ПНСТ «Умное производство. Интероперабельность единиц воспроизводимости для промышленных прикладных решений. Часть 1. Критерии интероперабельности единиц производственных возможностей согласно требованиям к применению». Определяет структуру для описания решения автоматизации в виде набора возможностей производственных программных модулей.

ПНСТ «Умное производство. Интероперабельность единиц воспроизводимости для промышленных прикладных решений. Часть 2. Шаблоны возможностей и каталогизация программных блоков». Определяет набор шаблонов для описания возможностей программного модуля решения автоматизации, которые могут быть сопоставлены с функциональными требованиями целевого производственного применения.

ПНСТ «Умное производство. Интероперабельность единиц воспроизводимости для промышленных прикладных решений. Часть 3. Верификация и валидация интероперабельности единиц производственных возможностей». Определяет структуру для верификации и валидации интероперабельности модулей производственных возможностей, имеющих набор возможностей, которые удовлетворяют функциональным требованиям целевого производственного прикладного решения.

ПНСТ «Умное производство. Интерфейсы для ухода за автоматизированной машиной. Часть 1. Общие положения». Определяет основные принципы настройки интерфейсов, необходимую терминологию и устанавливает синтаксис структуры сигналов.
Никита Уткин, руководитель программ РВК, председатель ТК «Кибер-физические системы»
Четвертая промышленная революция совершается через внедрение в производство различных кибер-физических систем и формирование инструментов по управлению ими. В процессе цифровизации промышленности задействован широких спектр технологий, включая интернет вещей и большие данные, а на пересечении этих технологий находятся ключевые инструменты Индустрии 4.0 — цифровые двойники. На этих тематиках сфокусированы представленные проекты стандартов.
Алексей Пономарев, вице-президент Сколтеха, руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров НТИ Технет
Год назад в рамках развития рынка НТИ Технет был представлен Перспективный план стандартизации в области передовых производственных технологий. Он стал первым в России государственным документом среднесрочного планирования этой сфере. Мы рассчитываем, что представленные стандарты позволят существенно продвинуться в реализации этого плана, а также станут импульсом для создания новых конкурентоспособных решений на рынке Технет.
С текстами проектов предварительных национальных стандартов и материалами для подачи комментариев в ходе публичного обсуждения можно ознакомиться на официальном сайте Технического комитета «Кибер-физические системы».


Справочная информация
О Техническом комитете «Кибер-физические системы»

Технический комитет 194 «Кибер-физические системы» создан на базе РВК в 2017 году. Коллегиальный орган выступает платформой для развития цифровой экономики и НТИ за счет разработки стандартов цифровых технологий для новых перспективных рынков. Комитет объединяет ведущие научные и общественные организации, технологические компании, некоммерческие организации разработчиков оборудования и программного обеспечения. Среди его участников — «Газпром нефть», «Ростелеком», «РУССОФТ», Лаборатория Касперского, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИУ ВШЭ, МГУ и др.
www.tc194.ru

О РВК

АО «РВК» — государственный фонд фондов, институт развития венчурной отрасли Российской Федерации. Основные цели деятельности АО «РВК»: стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций Проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ). Уставный капитал АО «РВК» составляет более 30 млрд руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных АО «РВК», достигло 29, их суммарный размер — 64,4 млрд руб. Доля АО «РВК» — 37,3 млрд руб. Количество портфельных компаний фондов РВК — 180. Совокупный объем одобренных к инвестированию средств — 15,9 млрд руб.
www.rvc.ru