История

Национальная премия в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» была учреждена 25 июня 1997 году Торгово-промышленной палатой РФ, Союзом журналистов РФ и Российской ассоциацией по связям с общественностью. Основную роль в формировании условий Конкурса проектов отвели Экспертному совету, в который вошли представители сильнейших московских PR-агентств — успешные практики, которые могли бы разработать систему оценки проектов и договориться друг с другом о том, как она будет отстроена. Все они приняли приглашение, отметив, что оно содержит в себе фактическое признание их заслуг и авторитета.

Приступив к работе, Экспертный совет одобрил положение о Премии и приступил к обсуждению номинаций и критериев, по которым будут оцениваться выдвигаемые проекты. Каждый отстаивал свой вариант. Все апеллировали, прежде всего, к личному опыту и к уже известным западным теоретическим разработкам определения эффективности и качества PR-деятельности — как обнаружилось, они оказались довольно схожими, что позволило быстро прийти к общему мнению. В результате появился адаптированный к российским условиям инструмент, позволяющий с достаточной степенью точности квалифицировать достоинства и недостатки участвующих в конкурсе проектов. Выработанные тогда критерии оценки, претерпев незначительные изменения, применяются и сегодня: оригинальность замысла кампании, стратегическое планирование, использование разнообразных методик и средств PR, сложность поставленных задач, соответствие результата поставленным задачам, масштабу, включая наличие качественных изменений в заявленных аудиториях; общественный резонанс по итогам кампании, особенности проекта: участие в тендере, экономичность проекта, проведение исследований.

Стремясь подстраховаться от проникновения в систему оценки субъективных факторов, эксперты постарались придать методике как можно более изощренный вид. Каждая позиция оценочного листа имеет свой вес. Если два проекта трудно сравнить из-за их практической равнозначности, принимается во внимание какой-либо другой критерий.

В 2000 году шкалу оценки увеличили с 100 до 1000 баллов. Этот шаг был продиктован тем, что количество и уровень проектов существенно увеличились, а более широкая градация позволяла отмечать тонкие нюансы.

В 2002 году для решения организационных и других задач было создано Некоммерческое партнерство Национальная премия в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».

В 2010–2011 годах была учреждена Система конкурсов, включающая в себя: «Серебряный Лучник» — Юг, «Серебряный Лучник» — Сибирь, «Серебряный Лучник» — Приволжье, «Серебряный Лучник» — Самара, «Серебряный Лучник» — Дальний Восток, «Серебряный Лучник» — Центральная Азия. Цель системы состояла в укреплении коммуникации в профессиональном сообществе и представлении примеров успешного решения задач различной степени сложности на удаленных территориях.

С 2011 года проводится конкурс «Серебряный Лучник» — США, участники которого реализуют проекты на территории Соединенных Штатов Америки. Цель данного конкурса — привлечь к участию авторов проектов, которые расширяют межгосударственные, культурные, экономические и общественные связи и направлены на интеграцию России в мировое коммуникационное пространство.

В 2016 году была учреждена Премия «Серебряный Лучник» — Чехия. Цель конкурса — привлечь и поддержать проекты, которые способствую развитию российско-чешских отношений. 

«Серебряный Лучник» стал стимулом для появления созвездия региональных премий всероссийского и международного значения: PROBA Awards, RuPoR и пр.

В 2017 году в состав Попечительского совета входят представители крупнейших компаний, государственных органов и общественных организаций: коммуникационное агентство Р.И.М., Ассоциация коммуникационных агентств России, Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России, Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью, Группа ИМА, Коммуникационное агентство АГТ, Компания развития общественных связей, мобильный оператор Tele2, Агентство стратегических коммуникаций «Никколо М», Российская ассоциация по связям с общественностью, Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг, Российская академия общественных связей, Российская венчурная компания, Холдинговая компания «Интеррос», International Association of Business Communicators.

Председателем Попечительского совета выступает инициатор создания Национальной премии в области развития общественных связей, председатель Совета директоров «Р.И.М. Портер Новелли» Игорь Писарский.

Попечительский совет является инициатором Издательского проекта «50 лучших проектов» Национальной премии в области развития общественных связей. Собрание томов описывает процесс становления отечественных коммуникаций в период с 1997 по 2020 год. В январе 2022 года будет выпущен уже 13-ый том книги.

Основная задача Попечительского совета — поддержка Национальной премии «Серебряный Лучник» как одного из важнейших инструментов развития профессионального сообщества и расширения его деятельности.

В феврале 2022 года премия будет вручаться в 25-ый раз.