ЭКСПЕРТ СЕВЕРО-ЗАПАД: СЕРГЕЙ КАЛИНЧУК О BALTIC WEEKEND

Главный вызов времени - кардинальное изменение структуры медиапотребления, считает Сергей Калинчук

Директор петербургского офиса SPN Communications Сергей Калинчук рассказал «Эксперту С-З» о причинах этой позитивной тенденции:

- Отрадно сознавать, что процесс оживления коммуникационного рынка Северо-Запада драйверится не только возобновлением предпринимательской активности после кризиса, но и принципиально новыми явлениями в экономике федерального округа.

Во-первых, речь идет о мероприятиях, связанных с подготовкой и проведением Кубка конфедераций в 2017 году и грядущим чемпионатом мира по футболу FIFA 2018 года. Матчи мундиаля будут проводиться в двух городах Северо-Запада - Санкт-Петербурге и Калининграде, и мы уже несколько лет активно участвуем в коммуникационном сопровождении и организационном обеспечении этих глобальных спортивных событий.

Во-вторых, новые перспективы для коммуникационного рынка формирует растянутое во времени, но неизбежное перемещение в Санкт-Петербург руководящих структур ПАО «Газпром». Бытует мнение, что вслед за «Газпромом» потянутся и наши московские коллеги-коммуникационщики. Это само по себе должно будет оживить отраслевую жизнь региона, привлечет в него новые силы и даст возможность вернуться на родину тем из наших земляков, кто сейчас вынужденно работает в Москве. Правда, конкурентная ситуация в отрасли обострится, но мы этого не боимся.

В-третьих, государственный протекционизм и политика импортозамещения все-таки сделали свое дело, и в федеральном округе начал выходить на «полетную высоту» локальный бизнес. Если раньше у местных производителей, например, сыров или кисломолочной продукции из какого-нибудь региона СЗФО не было никаких шансов полноценно бороться за магазинную полку с транснационалами, то теперь они появились. Естественно, это находит зеркальное отражение в спросе на маркетинговые и коммуникационные услуги с их стороны.

- С какими вызовами времени столкнется коммуникативист в 2017-2018 годах?

- Главный вызов времени, на мой взгляд, это кардинальное изменение структуры медиапотребления, с которым мы уже столкнулись и которое будет доминировать в отраслевой повестке в ближайшем будущем. Если раньше человек потреблял информацию в значительной степени пассивно, то теперь он потребляет ее активно, самостоятельно выбирая источники и способы получения сведений. Речь идет не только о миграции потребителя из традиционных СМИ в онлайн и не только о глобально возросшем влиянии социальных сетей - это все частные случаи большого процесса. Теперь обыватель сам выбирает, что, в каком порядке и где ему смотреть, читать, слушать. Он может вообще отказаться от новостей. Он игнорирует рекламу. Он выходит из нашей «зоны поражения» в пространство, которое формирует он сам по собственному желанию - и нам, коммуникативистам, в этом пространстве просто нет места, а значит, нет места и нашим клиентам. В итоге все, что мы умеем делать, очень скоро может оказаться невостребованным - и не потому, что люди слишком много времени проводят в социальных сетях, а потому, что они теперь в принципе иначе выстраивают свои отношения с внешним миром. Для нас это означает необходимость кардинального изменения подхода к нашей работе, только это позволит профессии коммуникативиста сохранить актуальность в «дивном новом мире».

- Какие, на ваш взгляд, коммуникационные инструменты станут главными и эффективными в 2017-2018 годах?

- Возможно, не буду оригинальным, но основными драйверами развития рынка коммуникационных и маркетинговых услуг сейчас я считаю digital-коммуникации, event-маркетинг и брендинг, понимаемый как создание новых торговых марок, в первую очередь розничных. Почему? Современный потребитель склонен все меньше доверять опосредованным контактам с бизнесом, потому что он все больше привыкает к непосредственному контакту с продуктом и к оценке происходящего на основе собственного опыта или опыта того, кому он доверяет. Что здесь причина, а что следствие - можно долго спорить. Но очевидно, что совет или рекомендация, полученные из социальной сети, вовлекающее мероприятие в общественном месте или возможность «потрогать руками» реальный товар в точке продаж теперь будут значить для потребителя больше, чем самая дорогостоящая рекламная кампания.

- Чем порадует гостей Baltic Weekend в этом году?

 - Baltic Weekend - одно из ключевых событий коммуникационной отрасли, и вполне естественно, что его наполнение отражает тренды и вызовы, которые мы считаем главными и о которых я говорил выше. Концепция форума остается прежней - «faces and cases»: мы приглашаем самых ярких представителей профессии и обсуждаем кейсы, которые оставили наиболее заметный след в сознании за прошедший год.

Программа Baltic Weekend - 2017 пока еще в стадии формирования, но мы уже знаем, что ключевыми темами станут влияние «больших данных» на развитие современного бизнеса, место и роль спортивных проектов в экономике и общественной жизни и проблема имиджа российского предпринимательства за рубежом. Отдельная тема, ставшая сейчас особенно актуальной, так называемый real time PR и фейковые новости, проблема которых поднимается уже на уровне президентов мировых держав. Близко примыкает к ней тема дискуссии «Короли контента» - о тех, кто сейчас в действительности управляет общественным мнением, создавая контентное наполнение традиционных и новых СМИ. Наконец, мы надеемся, что внимание участников привлечет сессия, посвященная коммуникациям и использованию современных медиатехнологий в социальном секторе. Приходите, будет интересно.