РВК: Открытый отчет о ходе реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

РВК

РВК при содействии Минэкономразвития России подготовлен третий Открытый отчет о ходе реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

РВК при содействии Минэкономразвития России подготовлен третий ежегодный Открытый экспертно-аналитический отчет «Россия: курс на инновации» о ходе реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. В отчете анализируются количественные и качественные итоги реализации Стратегии по таким ключевым направлениям, как формирование компетенций инновационной деятельности, модернизация сектора исследований и разработок, внедрение инноваций в системе государственного управления, совершенствование инновационной инфраструктуры, расширение международного научно-технического сотрудничества и развитие инновационного потенциала регионов.

В работу над Отчетом, интегратором которого начиная с 2013 года выступает РВК, вовлечены технологические предприниматели и инвесторы, бизнес-ангелы, представители органов власти и институтов развития, эксперты и топ-менеджеры ведущих компаний, принимающих активное участие в развитии инновационной экосистемы в России. Интеллектуальным партнером отчета второй год выступает международная консалтинговая компания Frost & Sullivan.

Отчет адресован широкой деловой аудитории в стране и мире - представителям органов власти, предпринимателям, деятелям науки и образования, экспертам, аналитикам, журналистам, руководителям предприятий реального сектора, которые формируют спрос на инновации, а также инвесторам и финансовым институтам.

Роман Косячков, заместитель генерального директор - управляющий директор, заместитель председателя Правления РВК отмечает: «Результаты исследования, представленного на страницах третьего Открытого экспертно-аналитического отчета «Россия: курс на инновации», позволяют сделать ряд важных выводов о ходе реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и путях дальнейшего повышения глобальной конкурентоспособности экономики нашей страны. Значимых результатов удалось добиться по таким приоритетным направлениям, как развитие национального венчурного рынка, формирование компетенций инновационной деятельности, совершенствование инновационной инфраструктуры и целому ряду других. В то же время, некоторые инструменты инновационного развития страны, казавшиеся весьма многообещающими, не оправдали возлагавшихся на них надежд и требуют дальнейшей настройки или замены более эффективными механизмами. Материалы Отчета свидетельствуют, что по большинству актуальных вопросов оптимизации инновационной системы в российском обществе формируется консенсус, а поиск наиболее эффективных путей решения выявленных проблем осуществляется в тесном взаимодействии государства, бизнеса и научного сообщества. В этой связи хочется надеяться, что предложения и рекомендации экспертов, представленные на страницах Отчета, не только найдут свое отражение в составе актуализируемой в настоящее время Стратегии инновационного развития нашей страны, но и будут способствовать успешному решению задач Национальной технологической инициативы (НТИ) - реализуемой по предложению Президента Российской Федерации программы мер, нацеленной на формирование принципиально новых рынков и создание условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году».

«Перед государством стоит серьезный вопрос относительно направлений совершенствования промышленной политики, содействия внедрению инноваций, усиления позиций российских компаний на наиболее перспективных рынках в следующие 10-15 лет. Мы полагаем, что подход, предусматривающий вовлечение в обсуждение этих вопросов представителей инновационного бизнеса, экспертного сообщества, представителей госорганов и институтов развития, является оптимальным. В данной ситуации задача Frost & Sullivan, как интеллектуального партнера проекта - сбалансировать экспертные мнения и подходы и совместно с РВК представить итоговый документ, который внесет свою лепту в формирование обновленной структуры Стратегии инновационного развития России», - заявил Алексей Волостнов, директор по развитию бизнеса в России, Frost & Sullivan.

За прошедший год, Россия существенно улучшила позиции по целому ряду ключевых рейтингов, оценивающим уровень инновационного развития, - глобальному инновационному коэффициенту (Bloomberg), глобальному индексу инновационности (INSEAD, WIPO), рейтингу легкости ведения бизнеса (Всемирный банк), мировому индексу конкурентоспособности (Всемирный экономический форум). При этом более чем две трети опрошенных в ходе подготовки Отчета респондентов считают, что места, занимаемые Россией в международных рейтингах, адекватно отражают уровень инновационного развития страны.

Оценивая влияние государства на процессы инновационного развития, 42% опрошенных дали скорее позитивную оценку. Такая же доля респондентов считает оказываемую поддержку недостаточной, но отмечает стремление государства регулировать инновационное развитие. Более того, 64% опрошенных экспертов указали, что, несмотря на сложную экономическую и геополитическую ситуацию, состояние среды, необходимой для возникновения и коммерциализации инноваций, за отчетный период осталось неизменным либо улучшилось.

Одновременно с этим, принявшие участие в опросе участники инновационного рынка скептически оценивают возможность увеличения доли инновационной продукции в экономике с 9,2% по итогам 2013 года до предусмотренного Стратегией целевого показателя в 15% к 2020 году. В отчете отмечается, что в сложившейся экономической ситуации для обеспечения роста необходимо повысить эффективность стимулирующих механизмов (в том числе налоговых), обеспечить доступ малого и среднего бизнеса к госзаказу в сфере высоких технологий, а также повысить инновационную активность компаний и корпораций.

Отчет уделяет особое внимание корпорациям как важному элементу инновационной экосистемы, способному генерировать значимый спрос на высокие технологии. 60 компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития (ПИР), за последние 3 года увеличили объем инвестиций в НИОКР более чем в 2 раза (до уровня, сопоставимого с зарубежными корпорациями) и смогли повысить производительность труда на 23%. О необходимости развивать и масштабировать практики корпоративных инноваций свидетельствует и опрос экспертов - так, 63% указали в качестве основного барьера, препятствующего коммерциализации инноваций, именно низкий спрос на разработки со стороны предприятий реального сектора экономики.

На фоне общего снижения объема российской отрасли венчурных инвестиций ввиду экономической и геополитической ситуации, целый ряд показателей свидетельствует о готовности венчурного рынка страны к адаптации благодаря складыванию эффективных механизмов саморегуляции. В частности, по итогам 2014 года удалось зафиксировать позитивную динамику по таким показателям, как средний размер сделки, общее число и совокупная капитализация действующих в России венчурных фондов. Наиболее заметный рост по итогам года показали средний размер сделки на ранних стадиях (69% к 2013 году), что может свидетельствовать о растущем качестве проектов, а также совокупный объем посевных инвестиций (30% к 2013 году). Позитивным сигналом является увеличение числа «выходов» инвесторов в 1,5 раза (30 сделок в 2014 году по сравнению с 21 сделкой в 2013 году), что создает долгосрочную мотивацию участников рынка к осуществлению новых инвестиций.

Согласно отчету, коррекции требует система государственного и частного финансирования НИОКР. В абсолютных показателях объемы финансирования фундаментальных исследований в России выросли за последние 10 лет в 14 раз, прикладных исследований - в 34 раза. В 2015 году на поддержку науки в бюджете предусмотрено более 350 млрд. рублей. Тем не менее, по доле расходов на НИОКР от ВВП, Россия занимает только 26 место в мире с показателем 1,5%, существенно отставая от лидеров (Израиль - 4,38% ВВП, Япония - 3,9% ВВП). В прямой противоположности странам-лидерам, третья часть указанных расходов в России приходится на бюджетные средства - в результате, по экспертным оценкам, исследования финансируются только на 20% от необходимых потребностей.

Существенной проблемой остается и коммерциализация инноваций в высших учебных заведениях. Приведенные в Отчете данные Института социально-политических исследований РАН свидетельствуют: менее 5% разработок доходят до практического внедрения в промышленность, в то время как большая часть работ заканчивается публикациями и выступлениями на конференциях. Помимо включения в систему трансфера технологий, перед российскими вузами стоит еще одна важная задача - для реализации потенциала в сфере передовых технологических разработок, стране необходимо не менее 200 тысяч специалистов в области технологического менеджмента и инновационной деятельности. Для решения этой задачи потребуется интенсивное совершенствование системы высшего образования, а также развитие программ повышения квалификации дипломированных специалистов.

Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе инновационной системы. Доля высокотехнологичной продукции (авиапром, электроника, фармацевтика, приборостроение, машиностроение) в структуре экспорта России продолжает расти (с 8% в 2011 до 10% в 2013 г.), но при этом значительно уступает показателям большинства развитых стран. Государство обеспечивает разноплановую поддержку внешнеэкономической деятельности инновационных компаний. Разработан экспортный каталог www.export.gov.ru, предоставляются экспортные кредиты Внешэкономбанком, упрощаются и ускоряются фискальные и таможенные процедуры.

Важными элементами инновационного механизма являются региональные инновационные экосистемы. В 2013 году размер субсидий Минэкономразвития России для реализации программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров составил 1,3 млрд руб. В 2014 г. объем поддержки был увеличен до 2,5 млрд руб. в связи с расширением числа кластеров до 25.

В России уже имеются примеры динамичного инновационного развития регионов, в том числе Калужской области, Красноярского края и Республики Татарстан. Вместе с тем эксперты отмечают наличие целого ряда дисбалансов. В частности, административные барьеры и условия ведения бизнеса остаются наиболее острыми проблемами, которые препятствуют инновационному развитию регионов.

Специальное приложение Отчета в этом году посвящено инновационному потенциалу отрасли биотехнологий - одной из наиболее динамично развивающихся отраслей на глобальном уровне. По данным Frost & Sullivan, к 2020 году этот рынок в глобальных масштабах вырастет почти в 2 раза по сравнению с объемами 2014 года - с 320 до 600 миллиардов долларов США. Отчет содержит аналитический обзор глобального и российского рынков биотехнологий, а рассмотренные в отчете кейсы успешного развития 13 компаний демонстрируют значительный потенциал развития отрасли и многообразие современного рынка биотехнологий, драйверами которого выступают знания, инновации и, в значительной мере, венчурный капитал.

С полным текстом (167 стр.) отчета на русском и английском языках можно ознакомиться на сайте РВК в разделе «Аналитика и исследования».

 /></p>
<p align=ОАО «РВК» - государственный фонд фондов, институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Уставный капитал ОАО «РВК» составляет более 30 млрд руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК», достигло 22, их суммарный размер - 30,3 млрд руб. Доля ОАО «РВК» - 19,3 млрд руб. Число одобренных к инвестированию фондами ОАО «РВК» инновационных компаний достигло 182. Совокупный объем проинвестированных средств - 16,9 млрд руб. C 2015 года ОАО «РВК» определено в качестве проектного офиса по реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) - долгосрочной стратегии технологического развития страны, направленной на формирование новых глобальных рынков к 2035 году.

Frost & Sullivan - международная консалтинговая компания, поддерживающая партнерские отношения с клиентами. Услуги компании способствуют развитию бизнеса клиентов, а также достижению стабильного роста, постоянному внедрению инноваций и поддержанию лидерских позиций. Услуги компании - Growth Partnership Service - основываются на подробных рыночных исследованиях и использовании передовых исследовательских моделей и практик. Наши продукты помогают партнерам развивать, оценивать и реализовать стратегические задачи и добиваться поставленных целей. На протяжении 50 лет Frost & Sullivan сотрудничает с компаниями из списка Global 1000, молодыми развивающимися компаниями, а также инвестиционно-финансовыми организациями. Frost & Sullivan располагает 40 офисами по всему миру. Более подробную информацию о компании вы можете найти на сайте http://www.frost.com.