Достояние: наследуем по прямой

Вышел четвертый том лучших проектов Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник». Уникальная летопись индустрии. И ее наследие.

Как получить адекватный ответ о том, что происходит в отрасли? Эволюционируем или выживаем? Социальная коммуникация в нашем обществе, которое принято именовать транзитивным, до сего дня не концептуализирована. И кризис добавляет неопределенности. А какова коммуникация – невнятная, манипулятивная, вертикальная - таковы и общественные связи эпохи «вторичной», то есть не случившейся, институализации. Ни национальная стратегия, ни национальная модель общественных связей пока не выработаны…

Но есть успешные региональные практики. И это реальное достояние отрасли собирает и селектирует уже двенадцать лет «Серебряный Лучник». Сегодня выверенные и принятые сообществом критерии «Лучника» - единственная методологическая матрица, которая дает возможность не только системно представить и оценить чей-то чужой опыт, но и развивать новые проекты. Планку уровня профпригодности для всей России задают именно проекты, собранные под знаковым  логотипом.

Лучшие проекты - генетический потенциал отрасли, поскольку лишь из подобной эмпирики можно вырастить главное – теорию, достойную науку и образование. Пока индустрия не в состоянии предъявить ни общепризнанные научные концепции, ни учебники; для системности образовательных стандартов не хватает внешнего аудита, контактов с практиками, без которых вряд ли реально обеспечить отрасль адекватной сменой. Одна из причин стагнации – институциональная разобщенность, отсутствие общенационального поля профессиональной коммуникации.

«Лучник» как публичный проект не только стал консолидировать индустрию, но сделал качественный шаг вперед, как точно заметил в предисловии к новому изданию идеолог премии Игорь Писарский, уйдя от безликой общественности к развитию общественных связей, то есть к актуальной коцептуализации, которой отрасли не хватает.

Четыре тома лучших проектов «Серебряного Лучника» - история эволюции индустрии. Тоже единственная в своем роде… Закономерно, что все чаще стали появляться – и побеждать - проекты национального масштаба (так, в сборнике представлены проекты-лауреаты «Лояльность вместо пикетов» от ОАО «Связьинвест», «Русские идут!» от UC RUSAL).

Получается, что эти системно организованные и лаконично оформленных томá с лучшими проектами «Серебряного Лучника» – единственное реальное наследие индустрии. Как и любое хорошее наследство, они обогащают новыми смыслами, целями и стратегиями.

Кстати, издание – уникальный шанс стать наследниками по прямой: обычно мэтры свои know-how публике не дарят.

Марина Шилина, директор департамента развития корпоративных коммуникаций, ТРАНСГРУПП; координатор межфакультетского Центра коммуникаций, МГУ имени М.В. Ломоносова.