Искусственный интеллект в полисубъектной медиасреде: вызовы эпохи неопределенности


1 марта 2023 на ежегодной международной VI научно-практической конференции «Серебряного Лучника», посвященной национальному брендингу, традиционно выступит декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО, профессор Е.Л. Вартанова

Сегодня уже не вызывает сомнений появление нового «субъекта» медиакоммуникационной среды – систем искусственного интеллекта. Во многих крупных медиакомпаниях успешно осваиваются технологии ИИ, призванные оптимизировать редакционные процессы: это и рекомендательные алгоритмы, и модели машинного обучения, и нейронные сети, и математические инструменты обработки больших данных.
Однако внедрение технологий искусственного интеллекта на разных этапах производственного цикла – от сбора данных до создания и распространения медиапродукта целевым аудиториям – все еще вызывает ряд вопросов. Не ясны правовая база и медиарегуляторный механизм применения ИИ в редакциях в России, статус журналистского труда – и как субъекта авторского права, и как творческой деятельности, этический компонент реализации миссии служения обществу, а также транспарентность и управляемость технологией.
Место ИИ в медиасреде неустойчиво, не определено, не изучено, последствия его внедрения в практику медиабизнеса вообще туманны, и это в целом соответствует общему характеру социальной динамики современного общества в условиях неопределенности. 

Как новый «субъект» медиакоммуникационной среды – системы искусственного интеллекта влияют на отечественную коммуникационую индустрию? Какие проблемы  и возможности открывает их нормативное внедрение в цифровой экономике? Как новая человеко-машинная конкуренция сказывается на становлении национального бренда в новой реальности?