Кухня без границ (СЛ - ЮГ)
Аршинова Татьяна Сергеевна
директор
Проект "Кухня без границ" проводится с 2013 г. и входит в электронный сборник "Пора путешествовать по России", является трижды лауреатом Национальной премии в области событийного туризма "Russian Event Awards", победителем Международного маркетингового конкурса в сфере туризма "PROбренд", получил специальную награду в региональном этапе Всероссийского конкурса в области туризма "За популяризацию гастрономических традиций", профессиональном конкурсе "Гастрономическое впечатление/Taste experience", Всероссийском конкурсе "Туристический сувенир", является финалистом конкурса национальной премии "События России в номинации "Культура. Гастрономические события", автор проекта имеет награду "Личный вклад в продвижение бренда территории".
В 2022 г. проект стал победителем пилотного проекта Роспотребнадзора "Здоровое питание" в рамках нацпроекта "Демография", есть и другие награды, а также победы в грантовой деятельности, с 2019 по 2022 гг. - участник Всероссийского конкурса проектов в сфере гастрономического туризма в рамках ежегодного Гастрономического форума-фестиваля, организованного Ростуризмом, участник Всероссийского конкурса "Мастера гостеприимства".
С 2019 г. "Кухня без границ" входит в каталог успешных практик платформы АСИ (Агентство стратегических инициатив) и выступает, как фестивальное движение, в концепцию которого включено несколько направлений – это ежегодный фестиваль-конкурс (в разных регионах), этно-ужины и праздники еды, кулинарно-экскурсионные программы (гастро-туры), производство гастрономических сувениров, обучающие мастер-классы для детей, взрослых и молодежи, онлайн-курс по созданию авторских туров "Вкус странствий", а в планах - международная онлайн-школа по этнической кулинарии.
Миссия бренда - "Мы развиваем индустрию гостеприимства, продвигаем бренды территорий, помогаем людям познавательно отдыхать, заведениям привлекать новых клиентов, производителям расширять географию сбыта продукции, специалистам развивать индустрию гостеприимства и туризма, укрепляя межнациональное единство".
Свидетельство о депонировании произведения Фестиваля-конкурса № 018-007180 от 08.05.2018 г., зарегистрировано в базе данных (реестре) Российского авторского сообщества КОПИРУС. Свидетельство о депонировании логотипа Фестиваля - № 018-007545 от 27.09.2018 г., зарегистрировано в базе данных (реестре) Российского авторского сообщества КОПИРУС. Торговый знак № 852781
Проблематика проекта – преодоление кулинарных стереотипов на уровне общества в целом. Культурные, образовательные и информационные программы под брендом «Кухня без границ» помогают повысить осведомлённость о вреде разных стереотипов, тип «на Кавказе едят только шашлыки», они способствуют формированию более толерантного и открытого восприятия в целом всего региона, например, туристы узнают, что местные жители Республики Дагестан (стереотип – дагестанцы) – это более 60-ти народностей, а также выясняется интерес к большему разнообразию питания каждого народа (нанайцы едят не только рыбу).
Целевые аудитории проекта – современные туристы, изучающие новые направления путешествий, предприниматели сферы общепита (рестораторы, руководители хозяйств, организаторы кулинарных и гастрономических событий, повара)
Цели и задачи проекта – гармонизация межнациональных отношений, укрепление частно-государственного партнёрства, укрепление взаимодействия власти, бизнеса и общества
Коммуникационная стратегия проекта – профилактика межэтнических конфликтов, укрепление межнациональных отношений с помощью знакомства с кухней, традициями, обычаев разных народов
Коммуникационная тактика и креативные решения проекта – через презентации национальных блюд преодолеть социальные стереотипы, которые сформированы под влиянием прежних условий социальной жизни и до сих пор распространяются в конкретных социальных группах (таджики, узбеки, киргизы - опасные гастарбайтеры).
Бюджетные характеристики проекта – ежегодные расходы на организацию проекта составляют от 500 тыс. руб
Результат/эффективность проекта – за 10 лет мероприятия проекта в качестве зрителей посетило более 150 000 чел., из сферы обслуживания было задействовано в качестве организаторов событий около 5000 чел
Практические действия - организация мероприятий – фестивальные презентации, конкурсы, праздники еды, гастро-туры, кулинарные мастер-классы, производство гастрономических сувениров, этно-ужины с участием вип-гостей (Губернатор Чукотки, министр туризма Республики Бурятия, Заместитель министра Республики Саха (Якутия), заместитель Губернатора Хабаровского края, начальник управления торговли и питания г. Санкт-Петербурга, зам мэра города-курорта Кисловодска, медийные личности, лидеры мнений, блогеры).
Фестиваль:
По условиям проведения Фестиваля конкурсант на базе своего заведения общепита проводит Презентацию кухни (национальной или тематической) для заранее приглашённых зрителей. Согласно авторской программе мероприятия, участники конкура проводят дегустацию, мастер-классы, организуют творческую тематическую площадку для посетителей, чтобы максимально через кухню представить традиции народа.
Специальное жюри по определённым критериям выбирает победителя Фестиваля (1, 2, 3 место), а также победителей в других различных номинациях. На церемонии подведения итогов Фестиваля-конкурса проводится награждение, всем вручаются дипломы, победителям - памятные знаки и подарки. Итоги и ход Фестиваля освещаются в средствах массовой информации.
Главный замысел Фестиваля заключается в том, что предприятия общепита в сотрудничестве с общественными организациями и творческими коллективами при информационной и организационной поддержке местной администрации после участия в конкурсе на лучшую Презентацию национальной кухни, создали новый туристический продукт. Следуя методическим рекомендациям автора проекта, согласно запатентованному сценарию мероприятия, каждый конкурсант проводит по заранее утверждённому графику Презентации, которые через национальную кухню знакомят зрителей (туристов) с традициями, обычаями и культурой разных народов, проживающих в регионе. Такие Презентации всегда становятся ярким событием, очень интересным и познавательным мероприятием, как для туристов, так и для местных жителей. По завершению конкурса, на базе заведений – участников фестиваля в течение года проводятся мероприятия в сфере гастрономического туризма для корпоративного клиента, уже как отдельный новый турпродукт - этно- и эно-ужины, кулинарные мастер-классы и гурмэ-обеды, фестивали локальных продуктов (они также дают возможность кафе, ресторанам, их партнёрам, представляющим индустрию гостеприимства в регионе повышать свой имиджевый статус, создавать новые линейки продуктов, развивать и усиливать свой бренд (и проводятся по договорённости с регионам после основного фестиваля-конкурса.
Сувениры:
Под брендом "Кухня без границ" создано два гастро-сувенира "Вкусная пластинка" и "Вкусная посылка"
Кулинарно-экскурсионные программы:
В городах, где проходил Фестиваль, кроме этно-ужинов и гурмэ-обедов, проводятся также кулинарно-экскурсионные программы в формате туров одного дня, есть также программы до 11-ти дней, они проходят в таких городах, как Хабаровск, Биробиджан, Якутск, Кисловодск, Владивосток, на Сахалине, на Камчатке, на Кавказе, в Карелии, в городах КНР - Хуньчунь, Фуюань и Вэйхай, на Канарских островах и др.