История
Национальная премия в области коммуникаций «Серебряный Лучник» была учреждена 25 июня 1997 году Торгово-промышленной палатой РФ, Союзом журналистов РФ и Российской ассоциацией по связям с общественностью. Основную роль в формировании условий Конкурса проектов отвели Экспертному совету, в который вошли представители сильнейших московских PR-агентств — успешные практики, которые могли бы разработать систему оценки проектов и договориться друг с другом о том, как она будет отстроена. Все они приняли приглашение, отметив, что оно содержит в себе фактическое признание их заслуг и авторитета. Организационным партнером с первого дня выступает Агентство Р.И.М.
Приступив к работе, Экспертный совет одобрил положение о Премии и приступил к обсуждению номинаций и критериев, по которым будут оцениваться выдвигаемые проекты. Каждый отстаивал свой вариант. Все апеллировали, прежде всего, к личному опыту и к уже известным западным теоретическим разработкам определения эффективности и качества PR-деятельности — как обнаружилось, они оказались довольно схожими, что позволило быстро прийти к общему мнению. В результате появился адаптированный к российским условиям инструмент, позволяющий с достаточной степенью точности квалифицировать достоинства и недостатки участвующих в конкурсе проектов. Выработанные тогда критерии оценки, претерпев незначительные изменения, применяются и сегодня: оригинальность замысла кампании, стратегическое планирование, использование разнообразных методик и средств PR, сложность поставленных задач, соответствие результата поставленным задачам, масштабу, включая наличие качественных изменений в заявленных аудиториях; общественный резонанс по итогам кампании, особенности проекта: участие в тендере, экономичность проекта, проведение исследований.
Стремясь подстраховаться от проникновения в систему оценки субъективных факторов, эксперты постарались придать методике как можно более изощренный вид. Каждая позиция оценочного листа имеет свой вес. Если два проекта трудно сравнить из-за их практической равнозначности, принимается во внимание какой-либо другой критерий.
В 2000 году шкалу оценки увеличили с 100 до 1000 баллов. Этот шаг был продиктован тем, что количество и уровень проектов существенно увеличились, а более широкая градация позволяла отмечать тонкие нюансы.
В 2002 году для решения организационных и других задач было создано Некоммерческое партнерство Национальная премия в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».
В 2010–2021 годах была учреждена Система конкурсов, включающая в себя: RuPoR, «Серебряный Лучник» — Юг, «Серебряный Лучник» — Сибирь, «Серебряный Лучник» — Приволжье, «Серебряный Лучник» — Самара, «Серебряный Лучник» — Дальний Восток, «Серебряный Лучник» — Северо-Запад. Цель системы состояла в укреплении коммуникации в профессиональном сообществе и представлении примеров успешного решения задач различной степени сложности на удаленных территориях.
«Серебряный Лучник» стал стимулом для появления созвездия региональных премий всероссийского и международного значения: PROBA Awards, RuPoR.
С 2002 году в состав Попечительского совета и Жюри входили представители крупнейших компаний, государственных органов и общественных организаций: Холдинговая компания «Интеррос», ОАО "РЖД", АФК "Система", РВК, Ренова, ТМК, Коммуникационное агентство Р.И.М., КРОС, Коммуникационное агентство АГТ, Ассоциация коммуникационных агентств России, Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России, Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью, Группа ИМА, Мегафон, МТС, Tele2, Агентство стратегических коммуникаций «Никколо М», Российская ассоциация по связям с общественностью, Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг, Российская академия общественных связей, Российская венчурная компания, , International Association of Business Communicators, Ассоциация менеджеров
Председателем Попечительского совета выступает инициатор создания Национальной премии, председатель Совета директоров Коммуникационного агентства Р.И.М. Игорь Писарский.
Основная задача Попечительского совета — поддержка Национальной премии «Серебряный Лучник» как одного из важнейших инструментов развития профессионального сообщества и расширения его деятельности.
Исполнительная дирекция является инициатором Издательского проекта «50 лучших проектов Национальной премии в области развития общественных связей "Серебряный Лучник". Партнером издания выступает Российская государственная библиотека. Собрание томов описывает процесс становления отечественных коммуникаций в период с 1997 по 2022 год. В январе 2023 года вышел 14-й том.
В феврале 2024 года Национальная премия в области развития общественных саязей "Серебряный Лучник" будет вручена 27-й раз.