НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: СТРАТЕГИИ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

2 апреля в Общественной Палате РФ состоится традиционный ежегодный международный VII форум «Серебряного Лучника», который впервые расширит рамки обсуждения профессиональных вызовов и достижений в формате think tank, в контексте креативных индустрий. Форум открытая стратегическая дискуссия экспертов коммуникации для развития потенциала российских брендов и стратегического усиления бренда национального в новой реальности.

Интервью со спикером Форума

Национальная идентичность и национальный бренд в рамках устойчивого развития: открытый вызов

Марко Риччери

Генеральный секретарь Института EURISPES

Рим, Италия

- В последние десятилетия коммуникация стала сферой генерации смыслов – не только для индустрии СМИ или PR, или политики, но и для экономики и т. д. Даже генеративный искусственный интеллект описывается как коммуникативный. Какие идеи и смыслы будут востребованы в 2024 году?

- Коммуникацию необходимо было развивать «в целях взаимопонимания и более правдивого и совершенного знания жизни друг друга»: таково, до сих пор действующее, положение Конституции ЮНЕСКО, одобренной в 1945 году. Вопрос, который мы должны задать себе, заключается в следующем: насколько далеки мы в настоящее время от этого основополагающего принципа при нынешних коммуникативных практиках? Известные данные научных исследований подтверждают, что коммуникация все больше становится системой манипулирования сознанием и поведением людей, а не инструментом их этического, культурного и социального роста, качества развития. Примером может служить эволюция использования цифровых платформ и связанных с ними коммуникаций. Фактически платформы изначально создавались для достижения определенных целей, решения важных задач, связанных, например, с необходимостью облегчить обмен информацией, создать социальные сети, повысить эффективность коммерческой деятельности; но затем они превратились в «гигантские цифровые монополии», которые, в частности, охватили весь мир промышленности и услуг. Отсюда сложилась ситуация, что «Югорский меморандум», одобренный экспертами на ежегодной международной конференции ИФАБ-ЮНЕСКО в Ханты-Мансийске (РФ) в 2021 году, определяет текущуюситуацию как «надзорный капитализм». Какой ущерб наносит эта ситуация функционированию нашего общества, жизни отдельных людей, возможностям развития бизнеса как такового? Преобладающей реакцией государств, особенно когда они сталкиваются с новыми коммуникационными процессами, управляемыми с помощью механизмов искусственного интеллекта, является реакция пассивно-корректирующего типа, направленная на ограничение возможного ущерба, определение ограничений и наказаний, как в случае с недавней директивой ЕС. (Док. 2024/825 от 28.02.2024). Как показывают Цифровые кодексы этики, законодательно утвержденные в Канаде, США, России, вместо того, чтобы просто исправлять негативные последствия эволюции или новых коммуникационных процессов, как никогда необходимо двигаться к системе активного управления этими процессами с участием основных государственных и частных субъектов.

- В новой реальности с 2022 года началась новая эра глобальной реконфигурации. Национальный бренд России меняется, как и многие другие национальные бренды. Каков взгляд на эти процессы из Италии? Из ЕС? Что нового в ваших годовых отчетах фундаментальных исследований  практически всех сфер итальянской жизни? Что нового можно сказать о национальных и местных брендах?

- Все мы уже несколько десятилетий погружены в процесс глобализации, который сильно отличается от предыдущего процесса интернационализации коммерческой деятельности. Глобализация — это процесс гораздо более широкого масштаба и глубины, поскольку он основан на подлинной научно-технической революции; это сложный процесс, который постоянно развивается и затрагивает экономику, общество, культуру, политику, институты; процесс, который ставит под сомнение многие консолидированные ценности и ситуации: идеи, этические принципы, предпочтения, привычки, образ жизни отдельных людей и сообществ. Эволюция процесса глобализации неизбежно обозначила систему многосторонних отношений, отличающую международное сообщество государств. В настоящее время мы являемся свидетелями перехода от многосторонности, многополярности к многоцентризму, что определяется появлением новых потребностей и новых действующих лиц на глобальной арене. Это новая структура процесса глобализации, последствия которой экономические субъекты должны тщательно оценить, чтобы  воспользоваться новыми возможностями наилучшим образом. Появление и продвижение продукции новых субъектов на новых рынках не может не учитывать национальные ценности, традиции, образ жизни и реалии. Действия во времена необычных глубоких перемен радикально отличаются от действий во времена обычные. В годовом отчете Института Eurispes («Rapporto Italia, 2023») углубленно исследуется именно этот аспект, который касается всего общества: это размышление о способностях, которые необходимо развивать, чтобы знать, как действовать в чрезвычайные времена.

- Вы являетесь редактором вышедшей в декабре 2023 года фундаментального исследования о БРИКС. Что нового для России в этом союзе, с Вашей точки зрения?

- В Италии, в Риме, в нашем институте Eurispes, мы уже давно организовали специальную Лабораторию по БРИКС, состоящую из высококвалифицированных экспертов. Мы изучаем координацию этой организации, эволюцию и перспективы БРИКС, применяя системный и мультидисциплинарный подход. Чтобы проиллюстрировать итальянской общественности основные характеристики координации БРИКС и ее новую модель сотрудничества, как внутреннего, так и внешнего, недавно мы опубликовали книгу в известном итальянском издательстве Armando Editore (Рим, декабрь 2023 года). Среди авторов книги — три российских эксперта: проф. Георгий Торолая (РАН), проф. Ирина Ярыгина (МГИМО, Финанасовый университет), проф. Галина Панова (МГИМО). Центральный момент, который мы выделили, касается того факта, что БРИКС преследуют стратегическую цель реформирования нынешнего глобального порядка, а не его разрушения, что весьма четко заявлено в итоговых декларациях ежегодных саммитов с самого начала их проведения. Деятельность БРИКС направлена на создание более справедливого и сбалансированного мирового порядка. Это — большой открытый вызов для всех. В любом случае, мы видим особоый тип международной координации, который к тому же постоянно эволюционирует, например, БРИКС расширяется благодаря новым государствам-членам организации. Будет интересно проанализировать, как Россия, которая будет председательствовать в 2024 году, сможет способствовать лучшему утверждению этой оригинальной модели международного сотрудничества в многочисленных институциональных, экономических, социальных и культурных аспектах, и какие предложения по реформированию глобальной системы БРИКС сможет определить и представить на ведущих международных форумах.

- Что нам, российским коммуникаторам, следует знать об Италии, итальянских брендах, чтобы выстраивать коммуникацию эффективно?

- Первый базовый элемент, который следует учитывать для понимания итальянской реальности, содержится в лозунге, определенном социологами: «Прелесть — в малом» ("Small is beautiful"). Италия, по сути, является страной широкой сети городов и широко развитой экономики. При этом, согласно официальным данным (ISTAT, 2018), есть только два города, которые итальянцы определяют как «большие», то есть с населением более одного миллиона человек: столица Рим (2 849 032 жителя) и Милан (1 385 023 жителя). Есть четыре так называемых «средних» города, то есть с населением от полумиллиона до миллиона жителей: Неаполь (955 428 жителей), Турин (874 508 жителей), Палермо (660 263 жителей), Генуя (576 314 жителей). Все остальное население распределено, живет и работает в малых городах. Что касается бизнеса, то стоит помнить, что Италия – страна малого и среднего бизнеса, а точнее микробизнеса. Цифры говорят сами за себя: в Италии, например, малые и средние предприятия (МСП) составляют 99,9% предприятий (0,1% — крупные предприятия), 80% занятости (20% — крупные предприятия), 57,6% производимой добавленной стоимости (32% — крупные компании). ). Особый аспект, который следует тщательно рассмотреть, касается того факта, что в общей итальянской системе МСП явно преобладают микропредприятия, то есть предприятия с менее чем 10 сотрудниками и оборотом в 2 миллиона евро. Фактически, по сравнению с общим количеством МСП (3 694 288 предприятий) в Италии, микропредприятия составляют 94,4% этой группы (что соответствует 3 491 826 предприятиям). Эта система широкого распространения городов и широкого распространения бизнеса на территориях, уникальна в Европе; эта модель гарантирует большую динамику и фокусирует особое внимание на защите и продвижению качества, то есть тех элементов, которые лежат в основе так называемого бренда «Сделано в Италии». В настоящее время, особенно после кризиса пандемии Covid 19 и развития возможностей, связанных с распространением цифровых технологий, со стороны государственных, национальных и местных органов власти существует большая приверженность повышению ценности так называемых внутренних областей страны. Таким образом, распространяются территориальные бренды, основанные на сочетании природных, социальных, экономических, культурных ценностей, элементов, напрямую связанных с ситуацией новой реальности, с ситуацией, в которой можно сочетать высокий уровень качества жизни при равно высоком качестве производств и труда.

- Какие стратегии национального брендинга востребованы в будущем?

- Эффективные стратегии для будущего связаны с моделью устойчивого развития, которая содержится в Повестке дня Организации Объединенных Наций на период до 2030 года, одобренной всеми государствами в 2015 году,  впоследствии обновленной и конкретизированной в более четких целях и задачах. Это стратегия, которая предполагает переход от модели развития, основанной на количестве, к модели, основанной на качестве, в производстве и потреблении. Важным фактом, который следует подчеркнуть, является то, что все государства неоднократно подтверждали свою приверженность работе над этими структурными изменениями, о чем свидетельствуют Национальные добровольные планы (НДП), которые они направили на рассмотрение Политического форума высокого уровня ООН – ECSIC (см. официальный сайт: https://hlpf.un.org/vnrs). Российская Федерация представила свой План устойчивого развития в 2020 году (предыдущий План представлен в 2012 году) и подтвердила свою приверженность продвижению «новой концепции ведения бизнеса» (Док. ВНР, п. 1.7, стр. 37), определяя новые стратегии развития, новые условия и возможности, чтобы констатировать свою конкурентоспособность на международных рынках. В официальном сообщении, сопровождающем презентацию Плана, говорится: «Реализация ЦУР и соответствующих им задач в Российской Федерации осуществляется отраслевыми органами государственного управления в рамках национальной политики развития до 2024 года. ЦУР интегрированы в двенадцать национальных проектов и комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Эти документы прямо или косвенно охватывают более 100 задач ЦУР» (Doc., Main Message, 2020).

Два заключительных соображения относительно будущего: первое касается того факта, что в плане устойчивости мы сталкиваемся с общей платформой, разработанной, принятой, подтвержденной всеми государствами и на которой все государства в настоящее время действуют с возрастающей интенсивностью; второе соображение связано с тем фактом, что чем дальше продолжается реализация этого обязательства, тем яснее становится ценность сочетания «конкуренция-сотрудничество» на глобальном уровне.

Интервью, перевод на русский:

Марина Шилина

Профессор д-р Марко Риччери (Marco Ricceri)Генеральный секретарь EURISPES, Институт политических, экономических и социальных исследований (Рим – Италия, www.eurispes.eu). Эксперт по европейским интеграционным процессам, политикн устойчивого развития. Председатель Научного комитета Европейской сети мониторинга рынка труда ENRLMM, Университет Гете (Франкфурт-на-Майне, Германия); член Руководящего комитета Международной ассоциации социального качества-IASQ (Амстердам, Нидерланды); координатор Этического комитета Стандартов этики – СЭ – Европейское агентство Investments, Geie (Лондон-Флоренция); Президент EAVI – Европейская ассоциация СМИ Грамотность ради гражданственности (Брюссель, Бельгия); член Совета директоров IDI, Международного дипломатического института (Рим – Италия: см.: www.idi-International.org), Совет директоров SIOI, Итальянского общества международных организаций (Рим – Италия, www.sioi.org). Член редакционного совета журнала «Международные политические исследования» (Journal of International Political Studies - RSPI, Рим-Италия).

Электронная почта: riccerimarco@hotmail.com

Conference  “National Identity for Creative Industries”

April 2nd, 2024

Tha Civic Chamber of RF

Moscow, Russia

NATIONAL IDENTITY AND NATIONAL BRAND IN THE FRAMEWORK OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT: AN OPEN CHALLENGE

By Marco Ricceri

The Secretary General, Eurispes Institute

Rome – Italy

- Last decades, communication has become a sphere of generating senses - not only for the industry of media or PR, or politics, but for economics, etc. Even generative AI is described as communicative. What ideas and senses will be on demand in 2024? 

Communication had to be developed “ for the purposes of mutual understanding and a truer and more perfect knowledge of each other’s lives”: this is the statement, still valid, of the UNESCO Constitution approved by the States in 1945. The question we must ask ourselves is the following: how far are we currently from this fundamental principle with current communication practices? The widespread analyses of the scientific community confirm that communication has increasingly become a manipulative system of people's consciences and behaviours, rather than a tool for their ethical, cultural and social growth, for the very quality of development. An example comes from the evolution in the use of digital platforms and related communication exchanges. In fact, these platforms were initially created to achieve certain objectives or solve important problems related, for example, to the need to facilitate the exchange of information, create social networks, promote efficiency in commercial activities; but they then evolved into "giant digital monopolies" which in particular incorporated the entire world of industry and services. From this, a situation has developed that the "Ugra Memorandum", approved by experts in the annual international conference promoted by IFAB-UNESCO in Khanty-Mansiysk (RF), 2021, defined as "surveillance capitalism". How much damage does this  situation produce in the functioning of our societies, in the behaviour of individuals, in the development opportunities of the widespread business system itself? The prevailing response by the States, in particular when faced with new communication processes managed with Artificial Intelligence mechanisms, is that of a passive-corrective type, aimed at limiting possible damage, defining constraints and penalties, as in the case of the recent EU directive (Doc, 2024/825 of 02.28.2024). As demonstrated by the Digital Codes of Ethics approved with legal force in Canada, USA, Russia, rather than simply correcting the negative effects, it is more necessary than ever to move towards a system of active governance, participated by the main public and private actors, of the processes that are concerning the new communication processes, linked to the evolution of digital processes.

- In the New Reality, since 2022, a new era of global reconfiguration has started. The national brand of Russia is changing, as well as many other national brands.  What about the view from Italy? EU?  What's new in your annual reports of Italy? About national & local brands?

All of us have been immersed in the globalization process for decades now, which is very different from the previous process of the internationalization of commercial activities. Globalization is a process of much broader and deeper scope because it is based on an authentic scientific and technological revolution; a complex process that continually evolves and concerns economy, society, culture, politics, institutions; a process that calls into question many consolidated values and situations: ideas, ethical principles, preferences, habits, lifestyles of individuals and communities. The evolution of the globalization process has inevitably marked the system of multilateral relations that distinguish the international community of States. We are currently witnessing a transition from multilateralism to multicentrism, with the affirmation of new needs and new protagonists on the global scene. It is a new structure of the globalization process of which economic actors must carefully evaluate the implications, to best seize the new opportunities. The affirmation of their productions on new markets cannot fail to take into account the values, traditions, lifestyles and aspirations of the realities in which they intend to operate. Operating in extraordinary times of profound changes is very different from operating in ordinary times. The annual report of the Eurispes Institute (“Rapporto Italia, 2023”) delves into precisely this aspect which concerns the whole of society, in its articulations: a reflection on the capabilities that need to be developed to know how to operate in extraordinary times.

-You are the editor of the fundamental research book on BRICS (2023).  What is new for Russia in this union, from your point of view?

In Italy, in Rome, in our Eurispes Institute, we have long organized a specific Laboratory on BRICS made up of highly qualified experts, who study BRICS coordination, its evolution and its prospects by applying a systemic and multidisciplinary approach. We recently published a book (Armando Editore, Rome, December 2023) to illustrate to the Italian public the main characteristics of BRICS coordination and its new model of cooperation, both internal and external. Three Russian experts also contributed to the publication: Prof. Georgy Torolaya (RAS), prof. Irina Yarigina (MGIMO, FinU), prof. Galina Panova (MGIMO). The central point we highlighted concerns the fact that the BRICS pursue a strategic objective of reforming the current global order, not of breaking it, as it is stated very clearly in the Final Declarations of the annual summits, since the beginning of their experience. All this to create a more just and balanced world order. This is a great open challenge to everyone. In any case, we are faced with an international coordination that is undergoing great evolution, also marked by the enlargement to new member states. It will be interesting to analyze how Russia, which will hold the presidency in 2024, will be able to contribute to the better definition of this original model of international cooperation, in the multiple institutional, economic, social and cultural aspects, and what proposals for reform of the global system it will be able to define and present in the competent international forums.

- What should we, Russian communicators, know about Italy, Italian brands - to communicate effectively with?

A first, important element to keep in mind to understand the Italian reality is contained in the following slogan defined by sociologists: "Small is beautiful". Italy is, in fact, the country of widespread cities, of a widespread economy. Some examples: according to official data (ISTAT, 2018), there are two cities that Italians define as "large", that is, those with more than one million inhabitants: Rome, the capital (2,849,032 inhabitants) and Milan (1,385,023 inhabitants). There are four so-called "medium" cities, i.e. with a population between half a million and one million inhabitants: Naples (955,428 inhabitants), Turin (874,508 inhabitants), Palermo (660,263 inhabitants), Genoa (576,314 inhabitants). All the rest of the population is distributed, lives and works in small cities. Regarding businesses, it is useful to remember that Italy is the country of small and medium-sized businesses, or rather of micro businesses. The numbers speak clearly. In Italy, for example, small and medium-sized SMEs represent 99.9% of businesses (0.1%, the large businesses), 80% of employment (20% in large businesses), 57.6% of added value produced (32% by large companies). A particular aspect to be considered carefully concerns the fact that in the overall Italian SME system, micro businesses clearly prevail, i.e. businesses with fewer than 10 employees and a turnover of 2 million euros. In fact, compared to the total of SMEs (equal to 3,694,288 businesses) in Italy, Micro businesses make up 94.4% of this group (equal to 3,491,826 businesses). This system of urban and productive diffusion in the territories, a unique model in Europe, guarantees great dynamism and is particularly committed to the protection and promotion of quality, elements which are the basis of the so-called brand "Made in Italy". Currently, especially after the crisis of the Covid 19 pandemic and the development of opportunities linked to the diffusion of digital technologies, there is a great commitment on the part of public, national and local authorities, for the valorisation of the so-called internal areas. In this way, the so-called territorial brands are spreading, based on a mix of natural, social, economic, cultural values, elements that refer to a new situation in which it is demonstrated how it is possible to combine a high level of quality of life with an equally high quality of productions and work.

- What are the fruitful strategies of national branding in the future?

The useful strategies for the future are connected to the sustainable development model contained in the United Nations 2030 Agenda, approved by all States in 2015 and subsequently updated and confirmed in its increasingly precise goals and tasks. It is a strategy that involves a transition from a development model based on quantity to a model based on quality, in production and consumption. The important fact to underline is that all States have repeatedly confirmed their commitment to working towards this structural change, as is demonstrated by the National Voluntary Plans (VNRs) that they have sent for review by the UN High Level Political Forum – ECSIC (see the official website: https://hlpf.un.org/vnrs). The Russian Federation presented its Sustainability Plan in 2020, after a previous Plan presented in 2012, and confirmed its commitment to promoting "a new concept of doing business" (Doc, VNR, p.1.7, pg.37) defining new development strategies, new conditions and opportunities, to affirm its competitive capacity on international markets. The official message accompanying the presentation of the Plan states: “The implementation of the SDGs and their respective targets in the Russian Federation is carried out by sectoral government bodies in the framework of the national development policy until 2024. The SDGs are integrated into twelve national projects and the comprehensive plan for the modernization and expansion of the backbone infrastructure. These documents cover more than 100 SDG targets directly or indirectly” (Doc, Main Message, 2020). Two final considerations: the first concerns the fact that with sustainability we are faced with a common platform developed, accepted, confirmed by all States, and on which all States are currently operating with increasing intensity; the second consideration is related to the fact that the more this commitment proceeds, the clearer the value of the "competition-cooperation" combination becomes at a global level.

Reference

PROF. DR. MARCO RICCERI

Secretary General, EURISPES, Institute for Political, Economic and Social Studies

(Rome - Italy, see : www.eurispes.eu )

Expert, European Integration Processes; Sustainable Development Policies. Chairman,

Scientific Committee, European Network on Labour Market Monitoring-ENRLMM,

Goethe University (Frankfurt a.M, Germany); member, Steering Committee of the

International Association for Social Quality-IASQ (Amsterdam,-The Netherland);

coordinator of the Ethic Committee of the Standard Ethics - SE. – European Agency of Investments, Geie, (London-Florence); President EAVI – European Association Media Literacy for Citizenship (Brussels, Belgium); Board of Directors, IDI, International Diplomatic Institute, (Rome – Italy: see: www.idi-

international.org ), Board of Directors, SIOI, Italian Society for International

Organizations ((Rome – Italy: see: www.sioi.org ). Member, Editorial Board, Journal of International Political Studies - RSPI (Rome-Italy).

Marco Ricceri

Eurispes Institute

Rome-Italy

Email: riccerimarco@hotmail.com